Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
TK НЕФТЬ-РЕСУРС
Готовое решение для создания
корпоративного сайта
+7 (495) 185-15-25
+7 (495) 185-15-25
Заказать звонок
E-mail
info@tkneftresurs.ru
Адрес
141804, Московская обл., г. Дмитров, ул. Московская, д. 29, офис 15
Режим работы
Без выходных и праздничных дней
Прием заказов круглосуточно
Обратная связь
Дизтопливо
Доставка ДТ
Дополнительные услуги
  • Доставка топлива в бочках
  • Продажа емкостей для дт
  • Откачка и утилизация топлива
  • Продажа мини-АЗС
Блог
О компании
  • Производители
  • Нефтебазы
Доставка и оплата
Контакты
TK НЕФТЬ-РЕСУРС
Дизтопливо
Доставка ДТ
Дополнительные услуги
  • Доставка топлива в бочках
  • Продажа емкостей для дт
  • Откачка и утилизация топлива
  • Продажа мини-АЗС
Блог
О компании
  • Производители
  • Нефтебазы
Доставка и оплата
Контакты
    +7 (495) 185-15-25
    +7 (495) 185-15-25
    Заказать звонок
    E-mail
    info@tkneftresurs.ru
    Адрес
    141804, Московская обл., г. Дмитров, ул. Московская, д. 29, офис 15
    Режим работы
    Без выходных и праздничных дней
    Прием заказов круглосуточно
    Обратная связь
    TK НЕФТЬ-РЕСУРС
    Дизтопливо
    Доставка ДТ
    Дополнительные услуги
    • Доставка топлива в бочках
    • Продажа емкостей для дт
    • Откачка и утилизация топлива
    • Продажа мини-АЗС
    Блог
    О компании
    • Производители
    • Нефтебазы
    Доставка и оплата
    Контакты
      +7 (495) 185-15-25
      Заказать звонок
      E-mail
      info@tkneftresurs.ru
      Адрес
      141804, Московская обл., г. Дмитров, ул. Московская, д. 29, офис 15
      Режим работы
      Без выходных и праздничных дней
      Прием заказов круглосуточно
      Обратная связь
      TK НЕФТЬ-РЕСУРС
      Телефоны
      +7 (495) 185-15-25
      Заказать звонок
      TK НЕФТЬ-РЕСУРС
      • Дизтопливо
      • Доставка ДТ
      • Дополнительные услуги
        • Дополнительные услуги
        • Доставка топлива в бочках
        • Продажа емкостей для дт
        • Откачка и утилизация топлива
        • Продажа мини-АЗС
      • Блог
      • О компании
        • О компании
        • Производители
        • Нефтебазы
      • Доставка и оплата
      • Контакты
      Обратная связь
      • +7 (495) 185-15-25
        • Телефоны
        • +7 (495) 185-15-25
        • Заказать звонок
      • 141804, Московская обл., г. Дмитров, ул. Московская, д. 29, офис 15
      • info@tkneftresurs.ru
      • Без выходных и праздничных дней
        Прием заказов круглосуточно

      Особенности хранения нефтепродуктов: основные требования к хранению дизельного топлива и бензина

      Главная
      —
      Статьи
      —Особенности хранения нефтепродуктов: основные требования к хранению дизельного топлива и бензина

      53310_00.png

      • Виды нефтепродуктов и их свойства при хранении
      • Риски неправильного хранения топлива
      • Факторы, влияющие на сохранность топлива
      • Сроки хранения бензина и дизельного топлива
      • Требования к таре и резервуарам для хранения топлива
      • Условия хранения: место, температура и освещение
      • Правила пожарной безопасности при хранении топлива
      • Хранение топлива в частном доме (для отопления и бытовых нужд)
      • Хранение топлива для малого бизнеса (свой автопарк)
      • Советы по продлению срока хранения и экономии


      Многие люди сталкиваются с необходимостью хранения горючего – бензина, дизельного топлива или других нефтепродуктов – в личных или коммерческих целях. Частные домовладельцы закупают дизель («солярку») для отопления котлов, владельцы малого бизнеса хранят запас топлива для своего автопарка. Правильная организация хранения нефтепродуктов имеет решающее значение: от этого зависит пожарная безопасность, сохранность качества топлива и срок службы техники. В этой статье подробно рассмотрены особенности и правила хранения различных видов нефтепродуктов. Вы узнаете, какие условия нужны для длительного хранения бензина и дизеля, какие требования предъявляются к емкостям и местам хранения, как избежать потери качества топлива и предотвратить опасные ситуации.


      Виды нефтепродуктов и их свойства при хранении

      К нефтепродуктам относятся все виды жидкого топлива и смазочных материалов, получаемых при переработке нефти. Наиболее распространенные из них в быту и на малых предприятиях – это бензин и дизельное топливо. Также к нефтепродуктам относятся керосин, мазут, различные масла. Каждый из них имеет свои физико-химические свойства, которые влияют на требования к хранению.

      Бензин. Это легковоспламеняющаяся прозрачная жидкость с высокой летучестью. Бензин испаряется уже при низких температурах окружающей среды, выделяя пары, которые легко воспламеняются от малейшей искры. Температура вспышки бензина находится в отрицательном диапазоне (около -40 °C), поэтому его пары представляют пожаро- и взрывоопасность даже при комнатной температуре. Бензин чувствителен к свету и воздуху: при длительном хранении он постепенно теряет легкие фракции, окисляется, и его октановое число может снижаться. Поэтому хранить бензин нужно особенно осторожно, в плотно закрытой таре, вдали от источников огня и солнечных лучей.

      Дизельное топливо. Дизель (солярка) – менее летучий нефтепродукт, чем бензин. Его температура вспышки значительно выше (обычно +55…+70 °C и выше), поэтому при обычных температурах окружающей среды дизтопливо менее склонно образовывать воспламеняющиеся пары. Однако это не означает, что дизель безопасен: при нагреве или в закрытом пространстве его испарения также создают горючую атмосферу. Главные особенности дизтоплива при хранении – склонность к загустеванию на морозе и чувствительность к чистоте емкости. При низких температурах (ниже 0 °C) в летнем дизельном топливе начинают выпадать кристаллы парафина, что приводит к помутнению и загустению солярки. Зимние и арктические сорта дизтоплива имеют добавки, предотвращающие замерзание, но при экстремально низких температурах даже они могут терять текучесть. Другая проблема – вода и микроорганизмы: при попадании влаги в дизель в нем могут развиваться бактерии и грибки, образуется слизь и отложения, которые забивают фильтры и оборудование. Таким образом, для дизельного топлива критически важно отсутствие воды в емкости, хорошая герметичность и защита от больших перепадов температур.

      Керосин. Керосин по своим свойствам занимает промежуточное положение между бензином и дизелем. Он менее летуч, чем бензин, но все же испаряется при обычной температуре, хотя его пары менее взрывоопасны. Температура вспышки керосина обычно около +28…+50 °C (зависит от сорта). Керосин сравнительно стабилен при хранении и меньше подвержен окислению, чем бензин, но требует таких же мер предосторожности: герметичная тара, прохлада, отсутствие открытого огня. Часто керосин используется в бытовых нагревательных приборах, лампах, поэтому вопрос его безопасного хранения также актуален.

      Масла и прочие нефтепродукты. Смазочные масла, гидравлические жидкости и иные нефтепродукты не относятся к горючим жидкостям с точки зрения легкости воспламенения (их температура вспышки обычно выше +100 °C). Тем не менее, условия хранения масел тоже требуют внимания: тару держат плотно закрытой, чтобы масло не поглощало влагу и не окислялось, защищают от пыли и грязи. Масла хранить лучше в прохладном помещении, так как при нагреве они быстрее теряют свои свойства. В контексте пожарной безопасности масла менее опасны, но разливы масла могут привести к скольжению, загрязнению и тоже недопустимы.


      Риски неправильного хранения топлива

      Нарушение правил хранения горючих материалов может привести к целому ряду негативных последствий:

      • Пожар и взрыв. Легковоспламеняющиеся жидкости при неправильном обращении легко становятся причиной пожара. Достаточно искры или нагрева, чтобы пары бензина вспыхнули. Скопление паров в закрытом пространстве (например, в подвале или гараже без вентиляции) создает взрывоопасную концентрацию – малейшее возгорание приведет к взрыву. Дизельное топливо при температуре выше своей точки вспышки также способно воспламениться. Особую опасность представляют утечки: разлитое топливо испаряется и создает вокруг себя облако горючих паров. Поэтому пренебрежение герметичностью емкостей, отсутствие контроля за состоянием тары – прямая предпосылка к возгоранию.

      • Отравление и вред здоровью. Бензин и другие нефтепродукты выделяют токсичные пары. Вдыхание бензиновых паров в большом количестве может вызвать головокружение, тошноту, отравление. Если хранить топливо внутри жилых помещений или в непроветриваемых зонах, существует риск хронического воздействия вредных испарений на людей. Также контакт топлива с кожей может вызывать раздражения; бензин обезжиривает кожу, а некоторые присадки токсичны. Поэтому крайне важно изолировать канистры и баки с топливом от жилой зоны, хранить их там, где люди не подвергаются постоянному воздействию паров.

      • Порча имущества и техники. Испаряясь, топливо не только создает угрозу пожара, но и портит имущество: бензиновый запах впитывается в стены, мебель, вещи, избавиться от него очень трудно. Разлитое топливо может разрушать некоторые материалы (например, растворять пластики, краску). Если утечка произойдет в гараже или складе, содержимое емкостей пропадет, а пол и другие поверхности будут загрязнены. Кроме того, использование испорченного (старого, загрязненного) топлива может повредить двигатели автомобилей, котлы отопления и другое оборудование. Некачественное горючее приводит к засорению фильтров, нагару в двигателях, выходу техники из строя. Все это — прямые финансовые потери.

      • Штрафы и ответственность. Существуют нормы пожарной безопасности, которые регламентируют хранение горючих жидкостей. Хранение значительных объемов топлива без соблюдения требований (например, в жилых зданиях, без должного оборудования) может рассматриваться как нарушение. В случае проверки или, тем более, ЧП (пожара), владельца топлива могут привлечь к ответственности. Например, хранение бензина в многоквартирном доме, на балконе – запрещено законом и влечет штраф. В гаражах и частных домах также действуют противопожарные правила: прежние нормы разрешали хранить до 20 литров топлива в гараже, но современные правила значительно строже. Проще говоря, если вы храните горючее, вы ответственны за последствия, поэтому лучше заранее обеспечить все меры безопасности.

      Учитывая перечисленные риски, становится ясно, что хранить нефтепродукты “как попало” недопустимо. Далее рассмотрим, какие факторы влияют на сохранность топлива и какие условия надо обеспечить, чтобы топливо не потеряло качества и не создавало опасности.


      Факторы, влияющие на сохранность топлива

      Несколько основных условий влияют на то, насколько долго и безопасно можно хранить горючее:

      • Температура хранения. Температурный режим – один из ключевых факторов. Повышенная температура ускоряет химические реакции в топливе. При нагреве бензина или дизеля ускоряется их окисление, испарение легких фракций, что приводит к ухудшению качества (падению октанового числа у бензина, образованию смолистых отложений в дизеле). Например, при температуре хранения выше +30…+35 °C процессы старения топлива идут в разы быстрее, чем при +10 °C. С другой стороны, слишком низкие температуры тоже могут навредить: дизельное топливо при сильном охлаждении (< 0 °C для летнего сорта) начинает кристаллизоваться (парафиновые кристаллы выпадают в осадок), теряет текучесть. Большие перепады температуры вызывают “дыхание” емкости – затягивание влажного воздуха внутрь при остывании и вытеснение его при нагреве, что приводит к конденсации воды внутри бака. Оптимальная температура хранения большинства видов топлива – от +5 до +20 °C, без резких колебаний. В реальности обеспечить такой идеал сложно, особенно на улице, но нужно стремиться хотя бы к тому, чтобы топливо не нагревалось на солнце и не промерзало на морозе.

      • Влажность и вода. Наличие воды – злейший враг при хранении нефтепродуктов. Вода может попасть внутрь тары с воздухом (конденсат), через неплотности (дождь, снег) или вместе с топливом при заправке из некачественного источника. Вода тяжелее бензина и дизеля, поэтому скапливается на дне резервуара в виде отдельного слоя. Даже небольшое количество влаги приводит к серьезным проблемам: ускоряется коррозия металлических емкостей изнутри, ржавчина далее загрязняет топливо; в дизтопливе на границе вода-топливо размножаются микроорганизмы (бактерии, дрожжи), питающиеся углеводородами – в результате появляется темный слизистый налет, забивающий фильтры. Удалять воду из баков непросто, поэтому проще предупредить ее появление. Нужно хранить топливо в сухом месте, при заполнении тары оставлять минимум свободного пространства (чтобы снизить “дыхание” и конденсацию), использовать герметичные канистры с хорошими прокладками. Если топливо хранится долго, полезно периодически проверять дно емкости и сливать отстоявшуюся воду (например, через дренажный клапан, если он предусмотрен).

      • Воздух и контакт с кислородом. Чем больше топливо контактирует с воздухом, тем быстрее оно окисляется. В состав бензина и дизеля входят углеводороды, которые при взаимодействии с кислородом постепенно образуют смолы, кислоты и другие нежелательные продукты. Особенно чувствителен к этому бензин: при длительном хранении в полупустой канистре он может изменить цвет (становится желтовато-бурым), появляется характерный затхлый запах старого бензина. Чтобы уменьшить окисление, емкость заполняют топливом максимально (но не “под горлышко” – оставляют небольшой запас для температурного расширения) и плотно закрывают, минимизируя обмен воздухом. Для длительного хранения бензина иногда применяют специальные антиокислительные присадки-стабилизаторы, замедляющие реакцию с кислородом.

      • Свет. Прямой солнечный свет нежелателен по двум причинам. Во-первых, ультрафиолетовые лучи могут вызывать разложение некоторых компонентов топлива и ускорять его старение. Во-вторых, солнечное излучение нагревает емкость, что опять-таки ведет к нежелательному повышению температуры и к конденсации при последующем охлаждении. Хранить горючее рекомендуется в темном месте или в таре из непрозрачного материала. Если используются прозрачные канистры или бутылки (что само по себе не лучший вариант), их необходимо держать в полной темноте.

      • Чистота и отсутствие примесей. Посторонние примеси в топливе – еще один фактор риска при хранении. Речь идет как о твердых частицах (пыль, грязь, ржавчина), так и о смешении разных жидкостей. Например, если использовать канистру, в которой ранее хранилось другое вещество (масло, растворитель), остатки могут перейти в топливо и изменить его свойства. Даже небольшие загрязнения со временем могут вызвать реакции, усилить окисление или выпасть в осадок. Поэтому важное правило – заправлять и хранить топливо только в чистой таре, предназначенной специально для него. Перед заливкой солярки в канистру убедитесь, что внутри нет мусора, пыли. Никогда не смешивайте разные сорта топлива или топливо с другими жидкостями. Также не следует доливать свежее топливо в старое, если старое долго хранилось и явно испортилось – лучше утилизировать просроченное горючее.

      • Состав топлива и присадки. Не все топливо хранится одинаково. Срок хранения и устойчивость к внешним факторам могут зависеть от состава и наличия добавок. Например, бензин с этанолом (Е10) менее устойчив к длительному хранению: этанол притягивает влагу, и такой бензин быстрее расслоится и потеряет свойства, чем чисто нефтяной. Биодизель (топливо с добавками растительных компонентов) также хранится хуже, чем обычный дизель – в нем активнее размножаются микроорганизмы, оно быстрее окисляется. С другой стороны, топливо, специально предназначенное для долгого хранения (например, дизель для резервных генераторов, военный резерв), может содержать стабилизаторы, позволяющие ему не портиться 2–5 лет. Как правило, потребители покупают обычное автомобильное горючее, поэтому оптимально ориентироваться на срок до 1 года хранения. Если предполагается держать топливо дольше, стоит подумать о использовании консервантов (стабилизирующих присадок) или регулярном обновлении запасов.

      Разобрав факторы влияния, перейдем к конкретным нормам и срокам хранения различных нефтепродуктов.


      Сроки хранения бензина и дизельного топлива

      Одним из частых вопросов является: сколько времени можно хранить бензин или дизельное топливо, не опасаясь потери их качества? Однозначного ответа нет – все зависит от условий, о которых говорилось выше. Однако существуют ориентировочные нормы и рекомендации:

      • Бензин: При хранении в подходящих условиях (плотно закрытая канистра, температура до +20 °C, сухое темное место) автомобильный бензин сохраняет свои свойства примерно до 1 года. Уже через 3–6 месяцев могут начаться первые изменения: легкие фракции испаряются, октановое число снижается на пару единиц, появляются смолистые соединения. Это не значит, что полугодовой бензин станет непригодным – он вполне будет гореть в двигателе. Но его качество чуть хуже свежего, и со временем оно продолжит падать. Через год хранения бензин заметно устаревает: для современных высокофорсированных двигателей использование “годовалого” топлива нежелательно. Если бензин стоял 2 года и более, велик риск, что он потерял существенную часть своих свойств: может вызвать детонацию (из-за низкого октанового числа), обрастание карбюратора или форсунок отложениями. Такой бензин лучше не заливать в машину без проверки или обновления. Кстати, бензины старых марок (например, советский А-76) были более стабильны и допускали хранение до 2 лет в герметичной таре по нормативам. Современные же сорта (АИ-92, АИ-95) лучше использовать в течение года. Если бензин хранится более 6–12 месяцев, рекомендуется добавить к нему стабилизатор топлива, который продается в автомагазинах – это продлит срок годности.

      • Дизельное топливо: Стандартный срок хранения дизеля, согласно техническим нормативам, обычно указан как 12 месяцев с момента производства (при соблюдении условий хранения). На практике многое зависит от температуры окружающей среды. В умеренном климате (средняя полоса) при хранении в закрытой емкости солярка хорошо сохраняется 6–12 месяцев. В жарких условиях срок уменьшится (до полугода), так как высокая температура ускоряет реакции. В холодном климате (при средних температурах +5…-10 °C, без резких перепадов) дизтопливо может почти не меняться и 1,5–2 года – низкая температура замедляет окисление (но надо следить, чтобы не было свободной воды, которая на холоде вызовет кристаллизацию парафинов при потеплении). Тем не менее, держать солярку дольше года без движения нежелательно: даже если она не явно испортилась, в ней постепенно накапливаются мелкие твердые частицы, образуется небольшой осадок. Для дизельных двигателей прямая проблема “старого” топлива – засорение фильтров и форсунок. Поэтому, если у вас запас дизтоплива стоит около года, лучше по возможности его использовать (например, сжечь в котле отопления) и заменить свежим. Либо очистить – отфильтровать, удалить воду и только потом заливать в машину.

      • Керосин: Освещающий или бытовой керосин может храниться довольно долго – не менее 5 лет при герметичности, поскольку в отличие от автомобильного топлива он не содержит летучих растворителей и сложных присадок. Тем не менее, со временем керосин тоже может слегка густеть или образовывать осадок, особенно если в нем были примеси. Рекомендуется использовать керосин в течение 2–3 лет для бытовых нужд, а уж тем более авиационный керосин на аэродромах хранится по регламенту не более нескольких лет.

      • Масла: Моторные и трансмиссионные масла, если тара герметично закрыта, могут храниться 3–5 лет без существенной потери свойств. Но при длительном хранении возможна осадка присадок, старение масла. Поэтому производители обычно указывают срок хранения масла около 3 лет. Хранить масла следует в закрытой канистре в помещении с плюсовой температурой.

      Важно понимать, что указанные сроки – не жесткие “сроки годности”, после которых топливо мгновенно портится, а ориентир. Многое зависит от конкретных условий. Например, бензин в плотно заполненной металлической бочке в прохладном подвале может и через год остаться качественным, а тот же бензин в наполовину пустой пластиковой канистре на жарком балконе за несколько месяцев теряет часть свойств. Поэтому всегда оценивайте по ситуации. Признаки того, что топливо испортилось: для бензина – резкий посторонний запах (лака или кисловатый), изменение цвета на темно-желтый или оранжевый, появление хлопьев или мути; для дизеля – мутность, выпадение осадка или парафина, слоя воды внизу, затрудненный запуск двигателя на этом топливе. Если заметили такие признаки – лучше не рисковать, а заменить топливо на свежее.


      Требования к таре и резервуарам для хранения топлива

      53310_01.jpg

      Правильный выбор емкости для хранения – основа безопасного обращения с нефтепродуктами. Емкости бывают разных видов, и к них предъявляются определенные требования:

      Металлическая тара. Традиционный вариант для хранения горючих жидкостей – металлические канистры, бочки, цистерны. Плюсы металла: высокая прочность, негорючесть материала, не пропускает свет. Для небольших объемов (от 5 до 50 литров) широко используются канистры из стали с антикоррозионным покрытием. Такие канистры обеспечивают герметичность (при условии исправности прокладки в крышке) и долговечность (служат 10 и более лет). Стальные бочки объемом 200 л – еще один распространенный вариант, они подходят для дизельного топлива, бензина, масел. К крупным металлическим резервуарам (от 500 л и выше) относят стационарные баки, которые могут устанавливаться на улице или под землей. Требования к металлической таре: внутренняя поверхность не должна активно ржаветь (лучше, если есть заводское покрытие, например, специальная эмаль); обязательно заземление больших баков, чтобы исключить накопление статического электричества; крышки/горловины с плотным запиранием и при необходимости дыхательным клапаном (для выравнивания давления). Недопустимо использовать для топлива ржавые, прохудившиеся канистры, ведра, случайные емкости – это прямой риск утечки и загрязнения топлива продуктами коррозии.

      Пластиковые канистры и емкости. Современные канистры из специального пластика (полиэтилен высокой плотности, полипропилен) широко применяются для хранения бензина и дизеля. Их объем обычно 5, 10, 20 литров, есть и большие пластиковые емкости (вплоть до 1000 л, так называемые еврокубы с металлической обрешеткой). Достоинства пластиковой тары: она не ржавеет, легкая по весу, стенки могут быть прозрачными (виден уровень топлива). Однако к качеству пластика есть серьезное требование – он должен быть стойким к нефтепродуктам. Не всякая пластиковая канистра подходит: например, бытовые канистры для воды или случайные ПЭТ-бутылки могут растворяться или становиться хрупкими от бензина. Поэтому используйте только канистры с маркировкой, что они предназначены для топлива (обычно на дне такой тары есть отметка или в документации указано). Пластиковые резервуары для больших объемов (цистерны из пластика) тоже изготавливаются специально для топлива: они толстостенные (например, 5-8 мм толщина стенки у еврокуба), часто оснащены дыхательными клапанами. Преимущество пластика – он не искрит (актуально при переливе, меньше риск возгорания от статики, хотя полимер тоже генерирует статику, поэтому все равно нужна осторожность). Недостаток – пластик более воздухопроницаем по сравнению с металлом: через полимерные стенки очень медленно, но могут просачиваться пары, а также кислород из воздуха, что слегка сокращает срок хранения. Кроме того, пластик более горюч: канистра сама способна загореться при сильном пламени, в то время как металлическая просто нагреется.

      Стеклотара и прочие. Хранение бензина в стеклянных бутылях или бутылках не рекомендуется, но на практике иногда встречается (например, небольшое количество растворителя-бензина в стекле). Стекло химически нейтрально и не пропускает воздух, однако это очень хрупкий материал. Разбитая бутылка с бензином – моментальный разлив и испарение, готовое “горючее облако”. Поэтому если и использовать стеклотару, то только для очень небольшого количества горючего и в условиях, где исключены удары, падения. Другое экзотическое решение – резиновые или гибкие резервуары (например, специальные топливные мешки для экспедиций). Их преимуществом является мобильность, но для стационарного длительного хранения они мало пригодны.

      Общие требования к любой таре:

      • Емкость должна быть герметично закрывающейся, чтобы исключить утечки и испарение. Крышка с резиновым или паронитовым уплотнителем, вентиль, клапан – все должно плотно держать, без подтекания.

      • Материал емкости химически совместим с продуктом. Ни металл, ни пластик качественной тары не должны вступать в реакцию с топливом. Алюминиевые канистры, кстати, тоже отличные для бензина – алюминий не ржавеет.

      • Прочность и устойчивость: тара не должна легко повреждаться от случайных ударов, давления. Особенно если храним большой объем – резервуар должен выдерживать вес топлива и перепады давления (например, бочки рассчитаны на укладку в несколько ярусов).

      • Маркировка: На емкости желательно иметь надпись или ярлык, что внутри (бензин, дизель, и т.д.). Это нужно для безопасности, чтобы никто случайно не употребил содержимое не по назначению и чтобы в случае пожара спасатели знали, с чем имеют дело.

      • Раздельное хранение: Разные виды нефтепродуктов хранят в отдельной таре. Нельзя наливать бензин в емкость, где остался дизель (небольшие остатки солярки могут ухудшить бензин) и наоборот. Также масла отдельно, керосин отдельно, и тем более любые химикаты отдельно от топлива.

      • Заполнение не “под завязку”. Любая жидкость расширяется при нагреве, а горючее еще и выделяет пары. Поэтому оставляйте свободный объем в резервуаре. Для небольших канистр достаточно не доливать 5-10% объема. В больших стационарных танках обычно рассчитывают заполнение на 90-95% максимум. Этот запас предотвратит деформацию или разрыв емкости при нагреве окружающей среды и спасет от перелива через верх.

      • Дыхательные устройства. На крупногабаритных резервуарах для топлива обычно есть дыхательный клапан или трубка, чтобы уравновесить давление при температурных колебаниях. Если ваша емкость свыше 200-500 литров, подумайте об оснащении ее простейшим вентиляционным клапаном. Но важно, чтобы через него внутрь не попадала вода и мусор – многие дыхательные клапаны имеют встроенный влагопоглотитель (например, патрон с силикагелем) или фильтр.

      От правильного выбора и подготовки тары зависит очень многое. Никогда не храните бензин или дизель в открытых ведрах, бутылках без пробок, текучих канистрах – трагедии в результате таких нарушений, к сожалению, происходят не раз.


      Условия хранения: место, температура и освещение

      Мы уже упоминали про оптимальную температуру и важность защиты от влаги и света. Теперь систематизируем требования к месту хранения нефтепродуктов:

      • Помещение или улица? Небольшое количество топлива (несколько канистр) лучше хранить вне жилых зон, но в каком-то закрытом помещении: например, в гараже, сарае, хозяйственном блоке. Это место должно быть прохладным, темным, сухим и проветриваемым. Хранить бензин/дизель внутри жилого дома (в кладовке, подвале, тем более в жилой комнате) категорически нельзя. Пары топлива тяжелее воздуха, они могут стекать вниз и накапливаться у пола, делая подвал бомбой замедленного действия. Поэтому – только изолированные нежилые помещения, либо специально оборудованные топливные склады.

      • Температурный режим. В идеале – +10…+20 °C круглогодично и минимальные колебания. Практически – главное, чтобы не было экстремумов. На улице емкости должны быть защищены от прямого солнца летом (постройте навес, держите в тени). Зимой желательна защита от полного промерзания: если у вас солярка в бочке для генератора, при -30 °C она превратится в желе. Значит, либо использовать зимнюю солярку, либо ставить емкость в утепленный короб/сарай, либо оборудовать нагреватель (существуют обогревающие кабели, “грелки” для бочек). Внутри помещений тоже нежелательны сильные нагревательные приборы рядом с топливом – например, если в том же гараже работает печь, держите канистры подальше.

      • Влажность и осадки. Если топливо хранится под открытым небом, позаботьтесь, чтобы ни дождь, ни снег не скапливались на крышках, около горловин. Лучшее – навес или крышка, полностью исключающая попадание осадков. Пол на складе должен быть сухим. Хорошо, если емкости стоят не прямо на грунте, а на приподнятой платформе, поддоне – так снижается риск коррозии дна и отрыва влаги от земли.

      • Вентиляция. Помещение для хранения ГСМ обязано иметь приточно-вытяжную вентиляцию. Накопление паров топлива недопустимо – помимо риска взрыва, вам же и дышать этим. Обычно достаточно естественной вентиляции: например, зазоры под дверью, решетки вверху стены гаража. Ни в коем случае нельзя герметично запечатывать сарай с бензином внутри без доступа воздуха. С другой стороны, сквозняков и пыли тоже быть не должно: пыль – враг чистоты топлива.

      • Освещение и электрика. Если на складе топлива нужна электрическая лампа, она должна быть во взрывобезопасном исполнении (специальный плафон). Искрение электрических контактов может поджечь пары – помните это. Лучше всего обходиться естественным освещением или переносными фонарями вне зоны паров. Не курить, не зажигать огонь – это само собой разумеется.

      • Ограничение доступа. Место хранения горючего должно быть недоступно для детей, посторонних лиц, домашних животных. Дети могут из любопытства открыть канистру, пролить бензин – поэтому надежно изолируйте запасы топлива. Если это открытая территория, ее огораживают. Если гараж – держите дверь закрытой. Желательно также иметь предупреждающую табличку "Огнеопасно" на хранимом объеме, особенно если речь о бизнесе – это одновременно и требования безопасности, и сознательность.

      53310_02.jpg

      Соблюдение этих условий позволит хранить нефтепродукты длительное время без существенных проблем.


      Правила пожарной безопасности при хранении топлива

      Поскольку бензин и дизель – пожароопасные вещества, необходимо строго соблюдать меры безопасности:

      • Исключить источники огня рядом с топливом. Не курить, не пользоваться открытым пламенем, не проводить сварочные и другие огневые работы ближе определенного расстояния от места хранения. Для гаража или склада с ГСМ минимальное расстояние от нагревательных приборов, печей – не менее 5 метров, а лучше хранить горючее в отдельном помещении. Помните: пары бензина могут расползаться по полу на значительные расстояния, так что даже огонь в нескольких метрах может их воспламенить.

      • 53310_03.jpgИскра и статическое электричество. При наливе топлива в канистры или баки возникают потоки жидкости, трение – может накапливаться статический заряд. Металлическую тару и наливные устройства следует заземлять: например, перед переливом соединить канистру и бочку металлическим проводником, коснуться пистолетом заправочного шланга горловины, чтобы снять потенциал. Никогда не наливайте бензин в пластиковые канистры, стоящие на кузове автомобиля, не поставив их на землю – на машине может быть статический заряд. Простые меры (касаемся рукой металл-земля перед работой, используем заземляющие клеммы) устраняют риск искры.

      • Средства пожаротушения. Там, где хранится значительное количество топлива, обязательно должны быть огнетушители. Предпочтительно порошковый или углекислотный огнетушитель класса, пригодного для тушения горючих жидкостей (маркировка по классу пожар В или универсальный АВС). Маленький огнетушитель 2 кг – минимум, лучше 5-10 кг, если объемы серьезные. Также полезно держать ящик с сухим песком: песок – отличное средство засыпать пролитый бензин и локализовать пожар. Под рукой должны быть негорючие впитывающие материалы (песок, вермикулит, специальные сорбенты). Ни в коем случае не пытайтесь тушить разлитое горючее водой – вода не тушит бензин, а лишь разнесет его, увеличив площадь горения!

      • Соблюдение регламентов. Если объем хранимого топлива большой (сотни литров и более), не поленитесь изучить местные правила пожарной безопасности. В них может быть прописано, сколько литров допускается хранить без специального разрешения, какие должны быть условия (например, наличие вытяжки, расстояния до зданий, молниезащита, огнетушитель). Для малого бизнеса рекомендуется разработать инструкцию по обращению с топливом, провести инструктаж сотрудников, назначить ответственное лицо за хозяйство ГСМ.

      • Транспортировка и переливание. При переливании топлива соблюдайте аккуратность: использовать воронки или насосы, чтобы избежать проливов. Если переливаете из бочки – применяйте насос или специальный краник, не пытайтесь “на весу” переливать. Рядом стелите сорбирующий коврик или хотя бы полиэтилен, чтобы случайные капли не попали на пол. После заправки техники убедитесь, что пробки на канистрах и баках закручены, вытереть возможные подтёки с поверхности емкостей.

      • Утилизация отходов и проливов. Держите наготове ветошь, песок для сбора пролитого топлива. Пропитанные горючим тряпки и песок затем нужно утилизировать – не бросать же их просто в мусорный бак (они пожароопасны). Собранный загрязненный материал хранят в металлическом ведре с крышкой вдали от построек, а по возможности передают в спецорганизации или на утилизацию вместе с отработанным маслом.

      • Контроль и осмотр. Периодически проверяйте место хранения: нет ли запаха бензина (признак утечки), не повреждены ли емкости, не проржавел ли бак, исправны ли замки и крышки. Лучше обнаружить проблему заранее, чем она приведет к пожару. Также проверяйте, не скопились ли рядом горючие мусор, трава – например, если бочка стоит во дворе, убирайте вокруг сухие листья.

      • Сезонные моменты. Летом – повышенная температура и риск нагрева, контролируйте, чтобы емкости не стоят на солнце. Зимой – риск замерзания дизеля, тут опасность в том, что люди нередко разжигают костер под бочкой, чтобы отогреть топливо – так делать нельзя! Лучше занести канистру в теплое место или использовать промышленный фен для наружного нагрева, а открытый огонь рядом с бочкой с соляркой недопустим.

      Следуя этим правилам, вы максимально уменьшите вероятность несчастного случая при хранении горючих материалов.


      Хранение топлива в частном доме (для отопления и бытовых нужд)

      Частные лица часто хранят запас дизельного топлива, если используют его для отопления дома (в дизельных котлах), или бензин – для газонокосилок, генераторов, лодочных моторов и т.п. В отличие от крупной нефтебазы, домашние условия накладывают ограничения и требуют особой осторожности. Рассмотрим основные рекомендации:

      53310_04.jpgВыбор места хранения на участке. Идеальный вариант – отдельно стоящая небольшая хозяйственная постройка или навес, где вы будете держать бочки/канистры с топливом. Это может быть сарай во дворе, утепленный ящик вне дома или, на худой конец, угол гаража (если гараж не совмещен с домом). Главное – чтобы в случае утечки пары топлива не проникали в жилые помещения. Никогда не храните канистры с бензином в подвале жилого дома! Если частный дом отапливается соляркой, обычно бак для солярки устанавливают либо снаружи здания (в специальном кожухе), либо в топочной – но топочная должна быть обособленным техническим помещением с вентиляцией и противопожарными дверьми. Следуйте требованиям производителя котла: обычно указывается, какая емкость для топлива нужна и где ее ставить.

      Объем хранимого топлива. Постарайтесь не запасать больше топлива, чем вам реально потребуется на ближайший сезон. Для отопления часто закупают сразу, скажем, 2 тонны солярки на зиму – в этом случае лучше иметь заводскую емкость (например, пластиковый танк на 2000 л, специально предназначенный для дизельного отопления, с обвязкой). Если отопление резервное или гараж отапливается дизелем, и объем небольшой (200-500 л), можно использовать 200-литровые бочки или несколько канистр. Но размещайте их так, чтобы они не мешали и были устойчиво закреплены. Для бензина, который нужен эпизодически (на технику, генератор) – оптимально хранить 20-литровую канистру, максимум пару штук. Не стоит держать сотни литров бензина у себя дома без крайней необходимости. Это не только опасно, но и незаконно, по сути, потому что такое количество относится уже к категории хранения ГСМ, требующего соблюдения норм складирования. Как ориентир: 100 литров бензина – это уже серьезный запас, и лучше его разбить по небольшим емкостям (по 20 л) и держать в разных местах, чем одной бочкой.

      Контейнеры и их состояние. В частном хозяйстве чаще всего используют металлические бочки или еврокубы для солярки, и стальные или пластиковые канистры для бензина. Перед сезоном проверьте их состояние: бочки не должны течь, канистры – плотно закрываться. Желательно под большие емкости подставить поддон или таз – вдруг капать начнет, чтобы локализовать. Под еврокуб обычно делают подложку из досок или кирпичей, чтобы пластик не соприкасался напрямую с землей/бетоном и не отсыревал снаружи. Еврокубы, кстати, нужно брать пищевые или химические под топливо, а не б/у из-под агрессивных химикатов.

      Защита от мороза и жары. Если бак с соляркой стоит на улице, придумайте систему защиты. Например, обшить бак пенопластом или минватой (сооружая термокожух). Тогда зимой топливо не застынет до желеобразного состояния. Можно купить готовый утепленный резервуар для ДТ. Летом же эта же изоляция поможет от жары. Для канистр в сарае: убедитесь, что летом в сарае не как в парилке, иначе проветривание обязательно.

      Безопасность и доступ. Хранимое дома топливо часто приходится время от времени использовать: заливать в технику, котел, переливать. Организуйте удобный доступ: например, если это бочка 200 л, снабдите ее насосом ручным, чтобы не наклонять и не черпать кружкой. Если канистра – купите недорогой сливной сифон или носик. Каждый раз при манипуляциях соблюдайте осторожность с огнем, помним про искру (лучше все наливы делать на улице). Не допускайте, чтобы дети наблюдали или тем более помогали – для них это должно быть табу. После пользования – сразу все закрыть и убрать на место под замок.

      Проверка качества. Раз в несколько месяцев посмотрите, нет ли в вашем топливе воды или осадка. Например, есть простое приспособление – паста-индикатор для бензобака, наносится на палочку и опускается на дно бака, показывает наличие воды. Или прозрачной трубкой можно отобрать немного с самого дна и увидеть, есть ли водяной шар. Если обнаружили – слейте низ бочки. Это особенно актуально перед отопительным сезоном: печь лучше заправлять чистым топливом, иначе фильтры забьются в самый неподходящий момент.

      Пример организации: Условно, у вас дом с дизельным котлом, на зиму закуп 1000 л солярки. Решение: приобрести пластиковую емкость на 1000 л (еврокуб), установить ее в 5-10 м от дома под навесом. Прокладывается трубопровод к котлу с необходимыми клапанами. Бак накрыт от солнца, вокруг – песок или гравий (чтобы не было травы, которая может загореться). Рядом – щит с огнетушителем и табличкой "Огнеопасно". Каждую осень бак чистится от возможного осадка, остаток старого топлива желательно израсходовать (в машину, например), и заливается свежая партия. Вот это близко к правильному подходу.

      Если же вы просто храните канистру бензина для триммера, то храните ее в чулане или сарае, но не забывайте про герметичность. Лучше переливать бензин в инструменты на улице, чтобы не заливать пол. И всегда плотно закручивайте крышку канистры и стравливайте излишнее давление (аккуратно открыв, если заметно раздуло от тепла).


      Хранение топлива для малого бизнеса (свой автопарк)

      Малый бизнес с собственным транспортом – будь то несколько грузовиков, сельхозтехника или коммерческие автомобили – зачастую предпочитает иметь запас топлива на базе. Это удобно (своя мини-АЗС) и позволяет экономить при оптовых закупках. Однако хранение значительных объемов ГСМ на территории предприятия требует соблюдения норм безопасности и организации.

      Оборудование своей мини-заправки. Для заправки автопарка выгодно установить специальный топливный модуль: это сертифицированная емкость (обычно 1000–5000 литров) с встроенным насосом, счетчиком и раздаточным пистолетом. Такие модули продаются промышленно, они снабжены всеми необходимыми атрибутами: дыхательными клапанами, системой налива, фильтрами, часто двойными стенками (внутренний бак и внешний кожух для безопасности). Если объем вашего хранения превышает пару тысяч литров, однозначно стоит инвестировать в подобный резервуар. Он упростит жизнь и повысит безопасность.

      Размещение на территории. Резервуар с топливом должен стоять на открытом участке, на расстоянии от зданий и заборов (минимальное расстояние обычно регламентируется, например, не ближе 10 м от строений для такой емкости – уточните местные нормы). Место под ним должно быть ровным, предпочтительно бетонная площадка или асфальт, либо хотя бы гравий. Часто под стационарными баками делают обвалование или поддон, чтобы удержать топливо, если внезапно будет течь. Территория вокруг – чистая от сухой травы, мусора. Над резервуаром – нет нависающих линий электропередач (это правило безопасности). Если бак металлический, обеспечьте заземление и молниезащиту (громоотвод рядом, если это открытая площадка).

      Документы и разрешения. Формально, хранение топлива на предприятии регламентируется правилами пожарной безопасности и может требовать уведомления МЧС или получения паспорта безопасности. В реальности для малого объема (например, 1-2 кубометра дизеля) часто обходятся без сложных согласований, но при проверках могут спросить документы на топливный модуль, инструкции. Лучше иметь: паспорт на резервуар (с указанием, что он сертифицирован для хранения топлива), приказ по компании о назначении ответственного за взрывопожароопасное хозяйство, журналы учета расхода топлива. Эти формальности несложные, зато при случае вы покажете, что все под контролем.

      Обслуживание и контроль качества. Топливо, которое заправляется в транспорт, должно быть чистым, иначе вы рискуете одновременно вывести из строя весь свой автопарк. Поэтому следите за чистотой резервуара: минимум раз в год (а лучше каждую весну и осень) проверяйте наличие отстоя, сливайте воду, прочищайте фильтры на выдаче. Многие топливные модули оснащены фильтром-сепаратором – не забывайте менять в нем картридж. При каждой поставке свежего топлива в вашу емкость, дайте ему отстояться пару часов (чтобы возможный мусор осел), прежде чем заправлять технику.

      Срок хранения. Постарайтесь не хранить купленное топливо слишком долго. Логистика малого бизнеса обычно такая, что топливный запас обновляется довольно регулярно (каждые 1-2 месяца полностью оборот). Это хорошо – не успеет испортиться. Если же у вас солярка лежит без движения полгода, задумайтесь: может, закупаете слишком большими порциями? Лучше чаще понемногу, чем один раз много и потом это полгода отстаивается (особенно бензин – он за это время значительно “выдохнется”). Если ожидается сезонный перерыв (например, техника не работает зимой, а бак полный летнего дизеля остался) – примите меры: либо слейте его в надежное хранилище и заполните технику зимним сортом, либо добавьте антигельную присадку и обеспечьте хранение в теплом месте.

      Персонал и обучение. Все работники, которые имеют доступ к топливохранилищу, должны знать правила обращения. Проводите инструктаж: как заправлять без проливов, что делать, если случилась утечка или возгорание. Назначьте ответственного – именно он будет следить за порядком: проверять каждый вечер, что все краны закрыты, нет ли запаха, что огнетушители на месте. Человеческий фактор часто решает – банальная забытость (оставили клапан открытым) может привести к ЧП.

      Учёт топлива. Ведите журнал, сколько залили, сколько осталось. Это не только бухгалтерия, но и безопасность – вы сразу заметите, если вдруг стало не хватать (а значит, возможно утечка или кража). Незапланированное снижение уровня – сигнал проверить систему на герметичность.

      Пример: небольшая транспортная компания имеет 3 грузовика. Они установили у себя металлический горизонтальный цилиндрический резервуар на 3000 л с насосом. Бак стоит за складом, на бетонной плите, огорожен сетчатым забором, на воротах висит знак "Огнеопасно". Внутри забора – бочка с песком, два огнетушителя. Ответственный ежедневно осматривает, раз в квартал сливает отстой. В итоге уже много лет все работает без нареканий. Вот к этому стоит стремиться.


      Советы по продлению срока хранения и экономии

      Наконец, несколько полезных лайфхаков и обобщенных советов, которые помогут максимально эффективно и безопасно хранить нефтепродукты:

      • Ротируйте запасы. Если у вас есть постоянный запас топлива, старайтесь использовать принцип FIFO (first in, first out) – первым расходуйте то топливо, которое поступило раньше, и оставляйте свежезакупленное “на потом”. Так вы не допустите, чтобы горючее залежалось сверх меры. Например, на предприятии сделайте пометку на резервуаре или в журнале о каждой поставке – через год точно уже не должно остаться ни литра из той партии.

      • Добавки и стабилизаторы. Для длительного хранения бензина (более 6 месяцев) приобретите стабилизатор топлива – он продается в бутылочках, добавляется в канистру. Такие присадки связывают свободные радикалы и предотвращают образование осадка. Для дизеля, особенно в теплой влажной среде, имеет смысл биоцидная присадка – она убивает бактерии, чтобы не росла “топливная плесень”. Также на зиму можно заливать антигель (депрессорные присадки) в летний дизель, если другого нет – это не продлевает хранение как таковое, но спасет от замерзания.

      • Фильтрация при переливе. Полезная практика – фильтровать топливо при каждом переносе из одной емкости в другую. Сейчас продаются недорогие фильтрующие лейки или насадки, которые задерживают воду и частицы. Можно использовать и марлю в несколько слоев, хотя это грубая фильтрация. Если переливаете из старой бочки в бак автомобиля, не поленитесь поставить фильтрик – возможно, вы таким образом спасете свой двигатель от ржавчины или песка.

      • Не храните в баке автомобиля или генератора долго. Частая ситуация: машина законсервирована на год с полным баком бензина, или генератор стоит с соляркой без дела. Лучше слить из техники топливо на хранение отдельно, а в саму систему залить свежее перед использованием. Топливо в машине подвержено температурным перепадам, доступу воздуха (через сапун бака), поэтому стареет быстрее, чем в канистре. Лучше уж пусть канистра хранится, а в бак заправите свежее, когда понадобиться. Если слить сложно, тогда хотя бы по окончании хранения разбавьте старое топливо большим количеством нового (например, полный бак свежего к оставшимся 5 литрам старого) – так снижается негативный эффект.

      • Следите за прокладками и уплотнениями. Герметичность – залог сохранности. Со временем резиновые прокладки в крышках канистр дубеют и трескаются. Меняйте их, если заметили повреждения, или хотя бы подкладывайте дополнительно фторопластовую ленту на резьбу при закрытии. У пластиковых канистр пробки тоже продаются запасные – не экономьте, если старая уже не обеспечивает тугого завинчивания.

      • Держите инвентарь рядом. Рекомендуется иметь “аварийный набор” возле места хранения: кроме огнетушителя – лопату (чтобы разбрасывать песок или выносить горящую вещь), ведро с крышкой (для сбора мусора, тряпок), фонарь (если вдруг свет отключился, а надо идти проверять бак ночью). Кажущиеся мелочи могут однажды здорово помочь.

      • Учитывайте нормативы при строительстве. Если вы сооружаете новое хранилище (например, строите гараж и планируете там уголок для ГСМ) – заложите сразу требования: негорючие стены (кирпич, бетон), вентиляция в полу и потолке, наличие пожарного шкафа. Это несложно сделать на этапе строительства и крайне трудно – потом, когда уже все стоит.

      • Не смешивайте топливо с разными присадками без необходимости. Иногда народ пытается “улучшить” старый бензин, доливая ацетон или другие растворители. Это плохая идея – современные топлива и так сложные по составу, лишняя химия может привести к непредсказуемым последствиям. Лучше просто разбавить свежим бензином, как упоминалось.

      • Экономия vs безопасность. Хранение топлива – это, конечно, про запас и экономию (купить дешевле, использовать потом). Но экономия не должна идти в ущерб безопасности. Если негде толком безопасно держать бензин – может, и не стоит его запасать много? Иногда лучше иметь запас маленький, но спокойный, чем бочку в подвале и жить на пороховой бочке буквально. Рассчитайте, сколько вам нужно на реальный период отсутствия поставок (например, 1 месяц автономной работы) и храните исходя из этого, а не “сколько влезет”.

      Следуя всем вышеперечисленным рекомендациям, вы сможете безопасно хранить нефтепродукты столь долго, сколько это необходимо, и использовать их без проблем. Помните: правильное хранение топлива – залог вашей безопасности, сохранности техники и экономии средств. Нефтепродукты при грамотном обращении пролежат месяцами и годами, давая вам тепло и энергию, но стоит проявить халатность – и они же могут стать источником большой беды. Поэтому относитесь ответственно к каждому литру бензина или солярки у себя на складе. Берегите себя и свое имущество, пусть топливо служит вам надежно и безопасно!

      Цены на ДТ
      Дизельное топливо СОРТ С
      Стандарт ЕВРО-5
      Температура замерзания -5°
      Производитель: Газпром-Нефть

      53.00 ₽. / л.
      Дизельное топливо СОРТ E
      Стандарт ЕВРО-5
      Температура замерзания -15°
      Производитель: Газпром-Нефть

      54.40 ₽. / л.
      Дизельное топливо СОРТ F
      Стандарт ЕВРО-5
      Температура замерзания -25°
      Производитель: Газпром-Нефть

      54.40 ₽. / л.
      ДТ-З-К5
      Стандарт ЕВРО-5
      Температура замерзания -35°
      Производитель: Газпром-Нефть

      55.80 ₽. / л.
      Дизельное топливо ДТФ
      Стандарт ЕВРО-3
      Температура замерзания -5°
      Производитель: Танеко

      48.60 ₽. / л.
      Дизельное топливо ТВВ
      Стандарт ЕВРО-3
      Температура замерзания -20°
      Производитель: Первый завод

      49.30 ₽. / л.
      Дизельное топливо ДГК
      Стандарт ЕВРО-2
      Температура замерзания -5°
      Производитель: ЯНПЗ

      46.40 ₽. / л.
      Дизельное топливо ДГК
      Стандарт ЕВРО-2
      Температура замерзания -5°
      Производитель: Первый завод

      46.40 ₽. / л.
      Назад к списку
      Цены
      ДТ СОРТ С
      ДТФ
      ДГК
      ДТ-З-Л5
      ДТ СОРТ F
      ТВВ
      ДТ СОРТ E
      Арктическое
      Газоконденсат
      Доставка ДТ
      Судовое
      Печное
      Межсезонное
      Летнее
      Зимнее
      ЕВРО 5
      Города доставки ДТ
      Доставка ДТ в Тверь
      Доставка ДТ в Ярославль
      Доставка ДТ во Владимире
      О компании
      Производители
      Нефтебазы
      Доставка и оплата
      Блог
      Производители
      Контакты
      +7 (495) 185-15-25
      +7 (495) 185-15-25
      Заказать звонок
      E-mail
      info@tkneftresurs.ru
      Адрес
      141804, Московская обл., г. Дмитров, ул. Московская, д. 29, офис 15
      Режим работы
      Без выходных и праздничных дней
      Прием заказов круглосуточно
      info@tkneftresurs.ru
      © 2025 TK НЕФТЬ-РЕСУРС
      Политика обработки персональных данных
      Согласие на обработку персональных данных

      Про куки

      Мы используем куки для того, чтобы сайт работал быстро и стабильно.